Одним из критериев оценки условий труда для водителей пассажирского транспорта городских и отдельных пригородных маршрутов является непосредственная занятость работника выполнением работ, дающих право на профессиональное пенсионное страхование, в течение полного рабочего дня в пределах его продолжительности, установленной законодательством (пункт 13 главы 5 Положения о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490).
Таким образом, если водитель автобуса городского маршрута на протяжении всего рабочего дня либо части рабочего дня был занят выполнением работ, не предусмотренных тарифно-квалификационной характеристикой для данной профессии, выплаты за работу в эти дни не являются объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование и, соответственно, такие дни не подлежат зачету в профессиональный стаж.
При суммированном учете рабочего времени, где под полным рабочим днем понимается занятость работника в течение установленной графиком продолжительности рабочей смены, вопрос о начислении взносов на профессиональное пенсионное страхование решается в аналогичном порядке.
Что касается графиков работ (сменности) водителей, то они разрабатываются с учетом норм и требований, предусмотренных Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13.